Общественный фонд «Общее дело» подготовил предварительный отчет о результатах долгосрочного наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики (КР), назначенных на 11 апреля 2021 года.
05 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА, БИШКЕК.
Общественный фонд «Общее дело» подготовил предварительный отчет о результатах долгосрочного наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики (КР), назначенных на 11 апреля 2021 года.
Предварительный отчет охватывает наблюдение за процессом регистрации политических партий на выборах в местные выборы, деятельностью избирательных комиссий всех уровней, процедурами формирования и актуализации списков избирателей, информированием и предвыборной агитацией, а также выявление нарушений избирательного законодательства в период с 15 марта по 4 апреля 2021 года.
Наряду с назначением выборов депутатов в местные кенеши, был назначен референдум по Конституции который вызвал большие споры в обществе. Следует отметить, что это уже третий референдум, назначенный одновременно с другой избирательной кампанией, и одной из официальных причин, озвученных депутатами, является экономия бюджетных средств. Однако, такое быстрое назначение референдума за месяц до голосования оставляет его без должного внимания и не дает в полной мере понять значимость изменений, выносимых на референдуме по новой редакции Конституции КР. Кроме того, противниками референдума высказывается мнение, что совмещение двух выборных процессов имеет и другую цель – в виде обеспечения явки на предстоящем референдуме.
Отмечаем, что настоящий предварительный отчет охватывает наблюдение только за выборами депутатов местных кенешей КР и не охватывает наблюдение за проведением референдума (всенародного голосования), в связи с его поздним назначением.
Предвыборный период проходит в условиях пандемии и экономического кризиса, как и предыдущие избирательные кампании (парламентские выборы и досрочные президентские выборы).
Выборы в местные кенеши проходят в условиях высокой конкуренции, при этом следует отметить появление и участие большого количества новых партий, что может указывать на формирующийся запрос в обществе на новые лица с прогрессивным взглядом в политике.
Согласно данным наблюдения, общественно-политическая ситуация в стране в преддверии выборов является относительно спокойной. Стоит отметить, что локально наблюдается напряженная ситуация в двух регионах, в городе Ош в связи с обострившимися отношениями политических партий и в городе Бишкек в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации, а также высокой конкуренцией.
В части администрирования выборов можно отметить отсутствие значительных проблем и наличие положительных подвижек при рассмотрении нарушений, допущенных политическими партиями в части применения таких санкций как исключение и снятие с регистрации кандидатов от политических партий, а также информированию граждан о мерах реагирования на нарушения. Одним из подтверждений этому является решение Бишкекской ТИК об исключении кандидата от политической партии «Ак-Бата» Кадыралиевой Ы. и вынесение письменного предупреждения политической партии за нарушение правил ведения предвыборной агитации. Однако, следует обратить внимание на процесс рассмотрения жалоб и заявлений отдельными территориальными избирательными комиссиями. К примеру, ТИКи не всегда рассматривают поступившие заявления и жалобы в установленные сроки.
Проведенный Фондом анализ поступивших отчетов от наблюдателей показывает, что в основном наблюдаются нарушения правил проведения агитации, порча агитационных материалов, злоупотребление административным ресурсом и подкуп голосов избирателей. Большую озабоченность Фонда вызывает увеличение поступающих от долгосрочных наблюдателей (далее - ДСН) сообщений о фактах нарушений правил предвыборной агитации отдельными политическими партиями.
Несмотря на совершенствование законодательной техники и институциональных основ выборного процесса, освоение новейших информационных технологий, позволяющих повысить прозрачность выборов, на сегодняшний день Кыргызская Республика сталкивается с некоторыми проблемными аспектами в данной сфере. В Кыргызской Республике избирательное законодательство имеет отдельные законодательные акты, регулирующие выборы разных уровней, которые не гармонизированы между собой. Так, имеются различия между одинаковыми процессами выборов депутатов местных кенешей и выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. К примеру, различия в размерах избирательного порога, правил агитации, процесса наблюдения за выборами и т.п.
Фонд считает необходимым на постоянной основе осуществлять мероприятия, направленные на совершенствование и гармонизацию избирательного законодательства Кыргызской Республики, на основе анализа прошедших выборов и с учетом рекомендаций международных и общественных наблюдателей.
Проведенный мониторинг СМИ и социальных сетей в преддверии выборов показал, что в СМИ и социальных сетях достаточно активно освещаются выборные процессы, в частности это касается выявления нарушений. Так Фонд собрал и проанализировал 57 публикаций в СМИ о нарушениях избирательного законодательства, среди которых самыми часто упоминаемыми являются нарушения правил предвыборной агитации и подкуп.
В целом можно отметить, что основная предвыборная борьба разворачивается в городах республиканского значения – Бишкек и Ош. По мнению экспертов, результаты выборов в этих городах во многом предопределят атмосферу подготовки и проведения грядущих парламентских выборов осенью 2021 года.
Фонд продолжит наблюдение за выборами депутатов местных кенешей Кыргызской Республики до определения результатов и официального опубликования результатов местных выборов. По окончании долгосрочного наблюдения Фонд подготовит отдельный финальный отчет, который будет охватывать весь избирательный процесс.
Тип | Название файла | Размер | |
Документ PDF | ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДОЛГОСРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ (мониторинг местных выборов) | 618.1KB | Скачать |