11 декабря 2020 года вступил в силу Закон Кыргызской Республики «О назначении референдума (всенародного голосования) по определению государственного устройства Кыргызской Республики» (далее – Закон Кыргызской Республики), согласно которому назначен референдум на 10 января 2021 года, с постановкой вопроса о том, при какой форме правления Кыргызстан должен пойти - по парламентской или президентской.
Общественный фонд «Общее дело», Ассоциация юридических лиц «Таза Шайлоо», Общественный фонд «ЭГЛЬ» осуществляют независимое наблюдение за избирательными процессами в Кыргызской Республике и отмечают крайнюю обеспокоенность и тревогу в связи с принятием вышеуказанного Закона Кыргызской Республики по следующим основаниям:
Отсутствует правовая определенность и ясность, в чем заключалась такая поспешность и упорство в принятии Закона Кыргызской Республики, вопреки неоднократным призывам гражданского общества и заключениям экспертов юристов о преждевременности проведения данного референдума.
Проведение референдума следует проводить открыто, гласно, в соответствии с нормами действующего законодательства Кыргызской Республики, с соблюдением всех установленных процедур.
Вызывают недоумение процедуры кулуарного и закрытого принятия Закона Кыргызской Республики, отсутствие парламентских слушаний с привлечением всех заинтересованных сторон («за» и «против»), а также возникают сомнения в подлинности заключений отдельных фракций политических партий Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, т.к. отдельные члены фракций открыто заявляли об отсутствии данных положительных заключений.
Считаем, что подобный подход принятия важных для страны нормативных правовых актов, может войти в «привычку» в будущем и создать негативный прецедент.
Так, даже при проведении выборов Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проводится информирование избирателей, тем самым создаются условия для осознанного волеизъявления избирателей.
Не следует забывать о процессе подготовки Центральной избирательной комиссией к проведению референдума, где на подготовку законодательством установлены определенные сроки по формированию группы «за» или группы «против», ведению агитации, утверждению и изготовлению избирательных бюллетеней и прочее, что обеспечивали бы условия для информирования и проведения разъяснительной работы для граждан о характере вопросов, вынесенных на референдум и принятия ими осознанного решения.
Большинство граждан Кыргызской Республики имеют поверхностное представление о различиях между парламентской и президентской формой правления. Однако никакой предварительной информационной и разъяснительной работы среди населения проведено не было. В результате граждане пойдут на референдум и на выборы, не понимая и не зная сути вопроса, вынесенного на референдум.
Также совмещение двух мероприятий (досрочные выборы Президента и референдум) поставят избирателей перед трудным выбором, так как отдельные кандидаты поддерживают одну форму правления, а другие кандидаты другую форму правления. Однако у избирателей может быть иной взгляд, т.е. поддерживая одного кандидата, у избирателя может быть другая позиция в отношении формы правления, чем у поддерживаемого кандидата, что может отразиться на объективности принимаемого решения и на моральных чувствах избирателя.
Немаловажным моментом, также может являться и тот факт, когда избиратель, проголосовав по бюллетеню за кандидата в Президенты Кыргызской Республики, может проигнорировать бюллетень о референдуме или наоборот.
Учитывая важность обсуждаемого вопроса, вынесенного на референдум по определению государственного устройства, что безусловно касается каждого гражданина, и от решения которого зависит будущее страны, следует соблюсти всю полноту подготовительной работы и обеспечить необходимые условия для свободного волеизъявления граждан в соответствии с действующим законодательством.