Общественный фонд «Общее дело», который реализует проект независимого наблюдения за выборами в Жогорку Кенеш КР 4 октября, заявляет о серьезной обеспокоенности увеличением количества избирателей, подавших заявление по Форме №2, то есть решивших голосовать на выборах по избирательному адресу, а не по месту прописки.
Неоспоримо, что часть 3 статьи 15 конституционного Закона КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» устанавливает, что каждый избиратель с момента ознакомления со списком избирателей, но не позднее 15 календарных дней до дня голосования, вправе заявить о намерении голосовать по избирательному адресу путем подачи в соответствующую УИК заявления установленного образца с приложением копии паспорта гражданина КР. Данная норма была введена в законодательство для облегчения участия избирателей в выборах и реализации своего активного избирательного права в случае, если нет возможности проголосовать на своем избирательном участке по причине трудовой миграции, временной смены места жительства, командировки и т.д.
Но текущая избирательная кампания и смена избирательного адреса избирателей вызывает беспокойство. По данным ЦИК КР на 27 сентября, общее количество заявлений по Форме №2 на этих выборах составляет 496 239, что является 14,08% от всего электората. Для сравнения: на парламентских выборах 2015 года это число заявлений по Форме №2 составило 297 327 или 10,76% зарегистрированных избирателей, а на президентских выборах 2017 года было подано 315 461 заявлений (10,42%). Мы не сомневаемся в том, что определенную часть подавших заявления по Форме №2 составляют те избиратели, кто действительно вынужден изменить свой избирательный адрес по объективным обстоятельствам. При этом остается не ясным, почему такое большое количество избирателей решило зарегистрироваться не по месту жительства. В настоящий момент невозможно проверить, связано ли это с изоляцией, личной инициативой избирателя или они были подкуплены политическими партиями и кандидатами, которые стремятся манипулировать результатами выборов для достижения регионального порога в 0.7% и/или достижения внутрипартийного «мягкого» рейтинга. Общественный фонд «Общее дело» уже обратился в правоохранительные органы с просьбой расследовать этот вопрос.
Особую обеспокоенность вызывают заявления отдельных региональных местных сообществ, включая представителей отдельных политических деятелей о намерении не пускать в день выборов в свои избирательные участки избирателей из других регионов, голосующих по Форме № 2. Данное действие может привести к крупному конфликту, не исключающему столкновений. Также к невозможности использования своего конституционного права на голосование избирателей, зарегистрированных по Форме № 2. В целом, сложившаяся ситуация с использованием Формы №2, подрывает доверие граждан к законности и справедливым подходам в предвыборных процессах, что может отразиться на желании избирателей участвовать в выборах и негативно сказаться на имидже Кыргызской Республики в глазах мирового сообщества.
Общественный фонд «Общее дело» призывает Центральную избирательную комиссию, а также правоохранительные органы более тщательно подойти к рассмотрению данной ситуации, провести превентивную работу с политическими партиями, а также усилить информационную кампанию по предотвращению злоупотребления нормами закона всеми участниками предвыборного процесса.
Проведение честных и справедливых выборов в полном соответствии с Конституцией и законодательством Кыргызской Республики, является гарантией реализации конституционной нормы, что народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике, которая ее реализуется непосредственно на выборах и референдумах.