ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОФ «ОБЩЕЕ ДЕЛО» ПО ИТОГАМ НЕЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЫБОРАМИ ДЕПУТАТОВ ЖОГОРКУ КЕНЕША, НАЗНАЧЕННЫХ НА 28 НОЯБРЯ 2021 ГОДА.

29.11.2021
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОФ «ОБЩЕЕ ДЕЛО» ПО ИТОГАМ НЕЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЫБОРАМИ ДЕПУТАТОВ ЖОГОРКУ КЕНЕША, НАЗНАЧЕННЫХ НА 28 НОЯБРЯ 2021 ГОДА.

БИШКЕК, 29 ноября 2021 г. Общественный фонд «Общее дело» (далее – Фонд) выражает озабоченность по поводу обвинений в фальсификации выборов и призывает все соответствующие органы провести тщательное расследование по всем возникшим инцидентам, а все заинтересованные стороны на выборах предоставить доказательства и подать официальные жалобы на нарушения, свидетелями которых они были. Фонд ожидает, что все нарушения будут расследованы как можно скорее в целях защиты целостности избирательного процесса и воли народа.

Наблюдатели Фонда мониторили избирательный процесс в день выборов на 300 избирательных участках по всей стране, включая подготовку участков к процессам открытия, голосования, закрытия и подсчета голосов. Наблюдатели Фонда не имеют представления о системе, которую ЦИК использует для агрегирования результатов голосования и не могут наблюдать за этим процессом или оценивать его. Фонд призывает провести проверку ручного подсчета голосов для каждого избирательного участка в соответствии с законом и сделать ее доступной для всех участников выборов и широкой общественности.

Предварительное заявление Фонда, основанное на оценке данных процесса в день выборов на репрезентативной выборке избирательных участков по всей стране, заключается в том, что процесс прошел в соответствии с законом и процедурами в целом, с сообщениями о различных нарушениях, некоторые из которых повторяются от выборов к выборам. На 30% участках были сбои АСУ, на 7,3% были сбои оборудования по идентификации. Серьезные проблемы были зафиксированы примерно на 6% избирательных участков, где наблюдалось сочетание различных нарушений на выборах. Общественные наблюдатели ОФ «Общее дело» сообщили о 60 инцидентах в день выборов.

Фонд продолжит свою работу в ближайшие дни, чтобы проверить собранные протоколы. К сожалению, по разным причинам копии протоколов до 6% избирательных участков не были предоставлены наблюдателям Фонда физически, поэтому их пришлось фотографировать.

День выборов депутатов ЖК КР прошел с низкой явкой, сопровождался сбоями АСУ, неточностями в визуализации предварительных итогов голосования, процедурными нарушениями и другими серьезными проблемами.

Общественные наблюдатели Фонда имели возможность вести мониторинг за всеми процессами в день голосования вне помещения, а также непосредственно в день голосования. На момент написания предварительного заявления Фонд продолжает собирать данные по ручному подсчету голосов.

Предвыборный период характеризовался менее активной агитацией, нарушениями правил предвыборной агитации, включая высказывания политическими лицами высшего ранга. Имели место случаи подкупа избирателей с применением более сложных схем, с отдельными случаями применения локального административного ресурса.

28 ноября 2021 года прошли выборы депутатов ЖК КР по смешанной избирательной системе. Для наблюдения за парламентскими выборами Фонд «Общее дело» задействовал 600 краткосрочных наблюдателей в 300 избирательных участках, 72 долгосрочных наблюдателя,  46 координаторов краткосрочных наблюдателей и мобильных команд, 20 операторов колл-центра и 8 региональных юристов для наблюдения за процедурами открытия, голосования, подсчета голосов и подведения  итогов голосования по всей стране. Для стационарного наблюдения на 300 избирательных участках Фонд применяет методологию статистического наблюдения, основанного на случайной выборке (Statistically Based Observation) - передовую методику наблюдения за выборами, позволяющую делать выводы об отдельных избирательных процессах в день выборов, отражающих ситуацию по стране в целом.

Конституционная реформа привела к смене формы правления в стране с парламентской на президентскую форму, где значительно усилились полномочия президента. В стране полным ходом идет инвентаризация всей нормативной правовой базы. Принят ряд законов[1], которые вызвали протесты в обществе и критику международного сообщества. В ходе текущей избирательной кампании Президентом подписан Закон о внесении изменений в Уголовный кодекс, упразднен Кодекс о проступках, внесены изменения в законы, регулирующие работу судейского корпуса. Все эти изменения вызывали и продолжают вызывать опасения в связи с возможными ограничениями гражданских и политических свобод. 

Выборы депутатов ЖК КР прошли с низкой явкой, по данным на 20:00 явка избирателей составила 35,5% (с погрешностью +/-3,05% при точности 0,99%). Данные ОФ “Общее дело” по явке по единому округу совпадают с официальными данными ЦИК в рамках погрешности. Для сравнения явка по данным ЦИК на досрочных президентских выборах составила 39,75%, в 2020 году на парламентских выборах 4 октября явка составила 56,2%.

Низкая явка может быть обусловлена рядом факторов, таких как усталость электората от идущих подряд избирательных кампаний, отсутствием доверия к кандидатам и политическим партиям, сжатыми сроками из-за которых многие не смогли ознакомиться с новыми правилами, холодным временем года, тяжелой социально-экономической ситуацией в стране и иных.

Выборы депутатов ЖК КР VII созыва проходили по новой смешанной избирательной системе, которая была введена без широкого общественного обсуждения предлагаемых поправок и изменений. Смена избирательной системы и сжатые сроки назначения и проведения выборов после этого не позволили участникам избирательной кампании в полной мере изучить и подготовиться к выборам.  Фонд в своем Анализе рисков ранее указывал о том, что сжатые сроки введения новой избирательной системы и проведения выборов по ней могут повлечь риски на каждом этапе выборов.

Так, к примеру Фонд отмечал, что, учитывая краткие сроки принятия изменений и дополнений в конституционный закон, у избирателей было недостаточно времени для ознакомления с процедурами голосования и на практике это может привести к сложностям для избирателей при заполнении избирательного бюллетеня по единому округу и в итоге привести к большему количеству недействительных избирательных бюллетеней.

Указанные опасения Фонда нашли свое подтверждение на практике, о чем свидетельствует большое количество недействительных избирательных бюллетеней. Так, по предварительным данным ЦИК, количество недействительных бюллетеней составило 116 246 что составляет 9,64%. Для сравнения: на прошедших выборах в октябре 2020 года процент недействительных бюллетеней составлял 28 209, или 1,5%.

В ходе ручного подсчета голосов избирателей подтвердились прогнозы Фонда о том, что ручной подсчет голосов по единому округу будет крайне затруднительным для членов участковых избирательных комиссий и установление итогов голосования займет длительное время. Так, по данным ЦИК по состоянию на 05.00 часов 29 ноября 2021 года не получены протоколы ручного подсчета голосов избирателей с 94,71% избирательных участков.

В настоящее время Фонд продолжает сбор данных о результатах голосования с избирательных участков, на которых осуществлялся мониторинг. По завершении сбора данных Фонд будет осуществлять сверку данных протоколов ручного подсчета голосов избирателей с данными избирательных комиссий.

Итоги предварительных результатов показал, что в новом созыве ЖК КР представленность женщин будет минимальная, хотя в законе была сохранена 30 процентная квота. Смешанная пропорциональная система в итоге привела к диспропорциональности результатов по гендерному признаку. По одномандатным округам все 34 мандата будут распределены среди мужчин, за исключением двух округов города Бишкек, где выборы возможно будут признаны несостоявшимися. Ожидается, что 16 депутатов из 90 будут женщины и 74 депутата - мужчины, если не будет оказано давления на женщин с целью их исключения из списка партий.

Первоначальные споры возникли на этапе определения границ и схем одномандатных избирательных округов, а затем продолжились на всех этапах выборного процесса. В ходе выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов от политических партий также имели место различные споры и судебные процессы, из которых наибольший резонанс вызвал спор по поводу необходимости прекращения полномочий спикера Т.Мамытова.

В регистрации кандидата Т.Мамытова ЦИК КР отказал ввиду непрекращения исполнения должностных полномочий. Впоследствии указанное решение ЦИК КР было признано незаконным и отменено решением Административного суда г. Бишкек. Определением Верховного суда КР кассационная жалоба ЦИК КР была возвращена, таким образом Верховный суд КР уклонился от исполнения возложенных на него обязанностей по рассмотрению указанного дела.

Стоит отметить ситуацию по кандидату Р.Момбекову, регистрация которого накануне выборов была отменена в связи с отсутствием пассивного избирательного права (наличие высшего образования). Несогласившись с решением ЦИК КР, Р.Момбеков обратился в суд. Суд I инстанции отменил решение ЦИК КР и восстановил Р.Момбекова в качестве кандидата.

На этапе проведения предвыборной агитации некоторым кандидатам не были предоставлены равные условия. В частности, речь идет о кандидате Р.Джеенбекове, которому, несмотря на регистрацию кандидатом по одномандатному округу, не была предоставлена возможность проведения агитационной кампании наравне с другими зарегистрированными кандидатами в виде личных встреч с избирателями, участия в теледебатах и обращения к избирателям. По кандидатам партии «Социал-демократы» А.Кодурановой, И.Карамушкиной и кандидату по одномандатному округу К.Сагымбаеву Фонд отмечает, что их агитационная кампания началась на 5 дней позже остальных из-за необходимости получения письменного разрешения суда выезжать за пределы Бишкека во время агитационного периода.

Период предвыборной агитации характеризовался меньшей активностью кандидатов и политических партий по сравнению с прошедшими выборами депутатов ЖК КР в октябре 2020 года. Отмечается усиление активности кандидатов и партий в социальных сетях. При этом в ходе предвыборной агитации имели место выступления различных политических государственных служащих, в том числе президента С.Жапарова, первого заместителя главы кабинета министров Э.Байсалова и председателя ГКНБ К.Ташиева, которые высказывали критические замечания в адрес лидеров партий «Бутун Кыргызстан» и «Ата-Мекен», а также кандидата по одномандатному округу Д.Бекешева. Отдельные их высказывания были восприняты отдельными оппозиционными кандидатами как угрозы, давление в отношении политиков и вмешательство в выборный процесс[2].

Также отмечаем более активную агитацию в социальных сетях и мессенджерах и при этом большое количество распространения недостоверной информации (так называемого «черного пиара») в медиапространстве и социальных сетях в отношении кандидатов и политических партий.

В последнюю неделю агитации отдельные партии обращались в ЦИК с призывом снять с предвыборной гонки партии, замешанные в подкупе голосов избирателей.

В период проведения предвыборной агитации поступали сигналы о подкупе голосов избирателей с использованием мобильных и электронных кошельков.

Большинство партий и кандидатов отмечали, что в сравнении с парламентскими выборами 2020 года не было препятствий для открытия штабов и проведения агитации.

Позитивным моментом является предоставление бесплатного эфирного времени и организация теледебатов не только для кандидатов по единому округу, но и для кандидатов по одномандатным округам на каналах регионального телевидения.

Отмечаем, что процесс рассмотрения жалоб не во всех случаях был объективным. В ряде случаев за одни и те же нарушения были применены разные меры санкций, что оказало негативное влияние на доверие к ЦИК и к практике рассмотрения избирательных споров.

Правоохранительные органы, по сравнению с предыдущими кампаниями более активно реагировали на сообщения о нарушениях избирательного законодательства. Но при этом большое количество материалов было списано в номенклатуру. 

Финансирование избирательных кампаний

В последнее время предпринимаются положительные шаги по достижению финасновой прозрачности избирательной кампании, одним из положительных моментов следует отметить внедрение автоматизированной системы прозрачности избирательных фондов кандидатов и политических партий «Финансовая прозрачность» (АИС ФП) и ряд новых требований к избирательным фондам (снижена предельная сумма расходов за счет средств избирательного фонда, только безналичный расчет, обязательная предоплата, все финансовые операции на основании заключенных договоров и другие). Однако, данные предпринимаемые меры не позволяют в полной мере осуществлять контроль за поступлением и расходованием средств помимо избирательного фонда.

Анализ избирательных фондов показал, что общая сумма четырех партий, обладающих самым большим избирательным фондом («Ата-Журт Кыргызстан», «Ишеним», «Альянс» и «Ынтымак»), составляет 99,3 миллиона сомов, что превышает общую сумму избирательных фондов остальных 17 партий, которая составляет всего 67,6 миллиона сомов.

Самое большое количество билбордов, штабов и агитаторов отмечается у пяти политических партий: «Ата-Журт Кыргызстан», «Ишеним», «Альянс», «Ынтымак» и «Эл Умуту».

День голосования вне помещения
  • 27 ноября на 179 из 300 участков, где проводилось наблюдение Фонда, состоялось голосование вне помещений.
  • Во всех УИК независимым наблюдателям были продемонстрированы пустые переносные ящики по одномандатному округу и в 178 из 179 УИК по единому округу.
  • В 176 из 179 УИК переносные ящики были опечатаны печатью участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателя.
  • В 133 УИК соблюдались все меры предосторожности/рекомендации, связанные с COVID-19 при процедурах открытия участков. В 43 УИК меры предосторожности соблюдались лишь частично, а на пяти УИК меры не соблюдались вовсе.
  • В течение дня 138 УИК соблюдали рекомендации, связанные с COVID-19, 38 УИК – лишь частично, а 3 – вообще не соблюдали.
  • На 165 участках не было сбоев оборудования для идентификации избирателей, на 14 УИКах зафиксировано от 1 до 5 случаев сбоев оборудования для идентификации.
  • Тайна голосования соблюдалась на 177 УИК из 179.
  • На 177 УИК из 179 переносной ящик для голосования опечатан после завершения голосования вне помещения.
  • На всех 179 УИКах составлен акт об окончании голосования вне помещения по одномандатному округу, на 178 УИК из 179 составлен акт об окончании голосования вне помещения по единому округу.
  • Только на одном УИКе были случаи препятствия наблюдению или получению необходимой информации для наблюдения.
  • На двух УИКах были жалобы на процесс голосования вне помещения со стороны участников избирательного процесса.
  • На двух УИК наблюдались серьезные нарушения, которые могли повлиять на результаты голосования.
День голосования

Процедура открытия участков в большинстве случаев проводилась в соответствии с законом.

  • На 97,3% избирательных участков жеребьевка была проведена в соответствии с законом.
  • Пересчет избирательных бюллетеней проводился на 96% избирательных участков. Пустые урны для голосования были продемонстрированы наблюдателям на 100% отобранных избирательных участках.
  • Избирательные участки были в основном доступны для избирателей с ограниченными возможностями: 80%, тогда как 20% были совершенно недоступны.
  • 78% участковых избирательных комиссий полностью следовали рекомендациям по COVID-19 во время процедур открытия, на 20% избирательных участков процедуры соблюдались частично, а 2% УИКов не соблюдали рекомендации вовсе.
  • Большинство избирательных участков были открыты в 08:00 – 74%, до 08:00 - 25% участков. 0,7% участков открылись после 08:30, не открылся всего один участок, что составило 0,3%.
  • Полученные избирательные бюллетени были продемонстрированы председателем УИК присутствующим для визуального ознакомления – 99,3%.
  • Права общественного наблюдателя во время наблюдения за процедурами открытия были ущемлены на 1% участков.
  • 36,3% председателей УИК являются женщинами, 63,7% - мужчинами.
  • С 08:00 до 19:30 нарушалась тайна голосования во время процесса голосования на 2% участков, где фонд вел наблюдение.
  • 68% УИК соблюдали рекомендации, связанные с COVID-19 во время процесса голосования в течение дня, 30% - частично, а 2% не соблюдали вовсе.
  • На 6,3% участков более 10 избирателей не нашли себя в списках избирателей по единому округу во время процесса голосования в течение дня.
  • 59,3% избирателей соблюдали рекомендации, связанные с COVID-19 во время процесса голосования в течение дня.
  • На 19% участков были длинные очереди во время процесса голосования в течение дня.
  • На 30% участков были сбои АСУ, на 7,3% участков были сбои оборудования по идентификации.
  • На 1,7% участков избирателям разрешили проголосовать без прохождения идентификации во время процесса голосования в течение дня.
  • На 3,7% участков наблюдались случаи массового подвоза избирателей.
  • 95,3% УИК закрылись в 20:00. На 2,3% участков были очереди снаружи участка в 20:00 на момент закрытия УИК.
  • Еще 46 мобильных команд было развернуто для наблюдения за ситуацией вокруг избирательных участков. По состоянию на 21:00 мобильные команды успели объездить 358 УИК по всем областям. В целом обстановка вокруг участков, по их данным, спокойная, но в Нарынском, Кара-Суйском, Московском и Кочкорском избирательных округах отмечаются напряженные ситуации из-за очередей и подвоза избирателей.
  • Возле 24 УИК отмечаются большие очереди избирателей из-за соблюдения рекомендаций по COVID-19, в 13 УИКах очереди из-за задержки работы АСУ, а в 12 УИКах наблюдатели заметили присутствие неизвестных лиц крепкого телосложения, скопление людей рядом с участками отмечается в 7 УИК.
  • В 7 УИКах мобильные команды заметили агитаторов, которые проводили незаконную агитацию в день голосования. В городе Бишкек в УИК №1223 зафиксировано незаконное ограничение прав наблюдателей. В Московском и Узгенском избирательных округах мобильные команды заметили подкуп голосов, но зафиксировать нарушение или выяснить в пользу какого кандидата это делалось, не получилось.
Нарушения и жалобы

Предвыборный период: Всего с 25 октября по 26 ноября 2021 года от общественных наблюдателей Общественного фонда «Общее дело» поступило 151 сообщение о нарушениях норм избирательного законодательства, из них 134 нарушения правил предвыборной агитации, 8 сообщений о подкупе голосов, 9 сообщений об использовании административного ресурса, давлении, насилии и угрозах.

Нарушения правил предвыборной агитации: по политическим партиям – 75 сообщения, по кандидатам одномандатных округов – 43 сообщения, должностным лицам – 2 сообщения и неизвестным лицам – 14 сообщений.

Подкуп голосов: по политическим партиям – 5 сообщений, по кандидатам одномандатных округов – 3 сообщения.

Использование административного ресурса, давление, насилие и угрозы: по политическим партиям – 4 сообщения, по кандидатам одномандатных округов – 5 сообщений.

Из поступивших сообщений разбивка в разрезе городов и областей выглядит следующим образом:

  • г. Бишкек – 23
  • г. Ош – 12
  • Баткенская область – 10
  • Джалал-Абадская область – 8
  • Нарынская область – 13
  • Ошская область – 58
  • Таласская область – 7
  • Чуйская область – 19
  • Ыссык-Кульская область – 1
Голосование вне помещения 27 ноября 2021 года

По дню голосования вне помещения поступило 12 сигналов о нарушениях, в том числе об агитации в день тишины - 3, присутствии на УИК лиц, которые не могут находиться на участке в день голосования – 2, об отсутствии сейфов для размещения переносных ящиков – 2, не были зачеркнуты в бюллетенях ФИО выбывших кандидатов – 1, о давлении на избирателя – 1, об отсутствии записи в журнале регистрации, о голосовании вне помещения проголосовавших избирателей – 1, переносные ящики не опломбированы – 1 и несоответствие количества избирателей по итоговому чеку списку избирателей – 1.

День голосования 28 ноября 2021 года

По состоянию на 21:00 поступило 46 сообщений о нарушениях, в том числе

  • об отсутствии пересчета бюллетеней – 10
  • не было заседания УИК (в том числе не проведена жеребьевка) – 7
  • ущемление прав наблюдателей и оказание давления в отношении наблюдателя – 2
  • нарушение тайны голосования – 6
  • проведение агитации в день голосования – 5
  • сбой АСУ – 3, АСУ не был опломбирован – 1
  • об отклонении от списка избирателей – 1
  • присутствие на УИК посторонних лиц – 2
  • о технической ошибке при калибровке списка партий – 1
  • голосование вместо другого избирателя – 1
  • председатель УИК не предъявил присутствующим для визуального ознакомления, полученных избирательных бюллетеней – 2
  • вскрытие АСУ из-за заполнения бюллетенями – 1
  • подвоз избирателей – 4.
  • На 99,3% участков были пересчитаны и погашены неиспользованные бюллетени в соответствии с законом.
  • На 99,3% участков были проведены вскрытие переносных ящиков для голосования по единому округу и по одномандатному округу в соответствии с законодательством.
  • На 99,7% участков был проведен ручной подсчет по единому округу открыто и гласно.
  • На 94% участков наблюдатели получили заверенную копию протокола ручного подсчета по результатам голосования по единому округу.
  • На 2,3% (7) участках отмечаются случаи ущемления прав общественных наблюдателей во время наблюдения за процедурами закрытия и подсчета.

Фонд продолжит наблюдение за процессами ручного подсчета голосов, подведения итогов выборов депутатов ЖК КР до официального опубликования результатов выборов, а также рассмотрения жалоб в вышестоящих избирательных органах и судах, в соответствии с установленными процедурами. По окончании наблюдения Фонд подготовит финальный отчет, который будет охватывать весь избирательный процесс.

Выражаем благодарность

ОФ “Общее дело” благодарит все органы по проведению выборов за их сотрудничество, а также своих наблюдателей, которые осуществляли мониторинг в предвыборный период и в день выборов по всей стране, и средства массовой информации за освещение предварительных результатов независимого наблюдения.


К списку новостей