Заявление
Общественного фонда «Общее дело», Объединения юридических лиц «Ассоциация Таза Шайлоо», Общественного фонда «Эгль» и Общественного объединения «Агентство социальных технологий» относительно регистрации кандидатом в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Таланта Мамытова
9 ноября 2021 года решением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее по тексту – ЦИК КР) было внесено изменение в решение ЦИК КР от 24 октября 2021 года № 857 о регистрации списка кандидатов в депутаты ЖК КР, выдвинутого на съезде политической партии «Ынтымак», согласно которому Торага Жогорку Кенеша КР Талант Мамытов был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты ЖК КР.
Отмечаем, что указанное решение ЦИК КР от 9 ноября 2021 года было принято во исполнение решения Административного суда г. Бишкек от 28 октября 2021 года.
В свою очередь по данной ситуации считаем необходимым отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 21 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее по тексту – конституционный закон) кандидат, с момента выдвижения прекращает исполнение должностных или служебных полномочий в случае, если он является государственным политическим служащим за исключением депутата ЖК КР или Президента КР.
В соответствии с Реестром государственных и муниципальных должностей, утвержденным Указом Президента КР от 31 января 2017 года УП № 17, в редакции, действовавшей на момент выдвижения политической партией «Ынтымак» на съезде списка кандидатов в ЖК КР и представления документов для регистрации списка кандидатов в ЦИК КР, должность Торага ЖК КР является политической. Следовательно, в соответствии с частями 2 и 4 статьи 21 конституционного закона, в течение пяти календарных дней со дня выдвижения списка кандидатов в депутаты ЖК КР на съезде политической партии «Ынтымак» в ЦИК КР должны были быть представлены документы о прекращении Мамытовым Т. исполнения своих должностных или служебных полномочий.
В свою очередь процедура досрочного прекращения полномочий Торага ЖК КР регулируется статьей 23 Закона КР «О Регламенте ЖК КР», в соответствии с которой Мамытову Т. следовало подать письменное заявление о сложении полномочий Торага ЖК КР. Текст письменного заявления о сложении полномочий Торага (отставка) должен был быть оглашен председательствующим на заседании Жогорку Кенеша и принят к сведению. При этом прекращение полномочий в качестве Торага ЖК КР не означает прекращения исполнения полномочий в качестве депутата ЖК КР.
Тем не менее указанные требования закона не были исполнены. Спикер Мамытов Т. временно возложил свои обязанности на вице-спикера ЖК КР, однако это не означает прекращение его полномочий в качестве Торага ЖК КР.
При этом следует особо отметить, что указанные нормы в конституционный закон о необходимости прекращения полномочий государственным политическим служащим были внесены летом 2021 года и сам Торага Мамытов Т. подписался под ними.
Считаем, что решение ЦИК КР об отказе Мамытову Т. в регистрации кандидатом в депутаты ЖК КР было основано на нормах конституционного Закона Кыргызской Республики. Однако впоследствии указанное решение ЦИК КР было признано незаконным и отменено решением Административного суда г. Бишкек от 28 октября 2021 года.
Наблюдатели некоммерческих организаций мониторили данный кейс, а также в качестве слушателей участвовали в заседании Административного суда г. Бишкек. После подачи ЦИК КР кассационной жалобы в Верховный суд Кыргызской Республики, наблюдатели также продолжали осуществлять мониторинг данного дела.
Однако определением Верховного суда КР от 2 ноября 2021 года кассационная жалоба ЦИК КР была возвращена. В обосновании возврата Верховный суд указал, что доверенность представителя ЦИК КР не была составлена надлежащим образом. Однако, исходя из представленной ЦИК КР информации, указанная доверенность с начала 2021 года постоянно использовалась представителем ЦИК КР во всех судах, в том числе и в Верховном, как в ходе досрочных выборов Президента КР, референдума, так и в ходе выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики. Однако до этого кейса никаких нареканий указанная доверенность со стороны Верховного суда не вызывала. При этом, по показаниям представителей ЦИК КР доверенность в ходе рассмотрения дела Мамытова Т. была также соответствующим образом удостоверена Административным судом г. Бишкек.
В этой ситуации считаем, что Верховный суд Кыргызской Республики по сути уклонился от исполнения возложенных на него обязанностей по рассмотрению указанного дела, что не лучшим образом сказывается на имидже судебной системы страны. Полагаем, что Верховному суду Кыргызской Республики следовало рассмотреть указанное дело по существу и вынести решение, которое бы поставило окончательную точку в этом вопросе. Однако, к нашему большому сожалению, этого не было сделано.
Отмечаем, что для легитимизации избирательного процесса и доверия граждан к избираемым органам власти, очень важно, чтобы все участники избирательного процесса и, в первую очередь, кандидаты, политические партии все свои действия осуществляли в рамках правового поля.