ОФ «Общее дело» подготовил анализ рисков новой избирательной системы

29.10.2021
ОФ «Общее дело» подготовил анализ рисков новой избирательной системы

БИШКЕК, 29 октября 2021 г. В Кыргызстане 28 ноября состоятся выборы депутатов Жогорку Кенеша по смешанной системе. 54 депутата избираются по единому округу по пропорциональной системе открытого голосования (на основании списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями) и 36 депутатов ЖК КР избираются в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства.

ОФ «Общее дело» провел анализ тех рисков, которые могут возникнуть на различных этапах избирательного процесса в связи с введением новой избирательной системы.

Так, первоначальные трудности, связанные с обеспечением представленности населения определенных административно-территориальных единиц, возникли уже на этапе определения и утверждения границ одномандатных округов. Это чревато выражением недовольства определенных групп лиц. Основная масса споров возникала при утверждении границ и схем Ноокатского, Араванского, Узгенского и Кара-Суйского округов.

Кроме того, осталась открытой проблема, связанная с обеспечением активного избирательного права внутренних мигрантов.

Согласно изменениям в конституционный закон, отменена возможность смены избирательного адреса по Форме 2. При этом Жогорку Кенеш не предусмотрел в законе иные механизмы, гарантирующие право голосовать, к примеру, тем же студентам, внутренним трудовым мигрантам, жителям жилмассивов, членам избирательных комиссий, военнослужащим, лицам, работающим вахтовым методом и т.д.

На практике это может привести к недовольству этих групп. Фактически, для того чтобы проголосовать за кандидата по одномандатному округу, они должны в день выборов выезжать по месту своей прописки в другие районы, что вызовет для них ряд затруднений и расходов.

В день голосования может быть несовпадение количества идентифицированных с количеством бюллетеней в ящиках для голосования. На избирательном участке избиратель имеет право взять только один из двух бюллетеней, к примеру, если он не хочет голосовать по единому или по одномандатному округу.

В этой ситуации количество идентифицированных граждан может быть выше, чем количество бюллетеней в урне, а также количество бюллетеней в урнах будет различным. В этой ситуации избирательным комиссиям следует вести разъяснительные работы и предусмотреть алгоритмы действий в подобных ситуациях.

Очевидно, что ручной подсчет голосов потребует гораздо большего времени для участковых избирательных комиссий и в случае большого количества зарегистрированных политических партий может по времени занять до суток и более. В этой ситуации ЦИК следует разработать методику подсчета голосов избирателей с учетом всех этих факторов.

ОФ «Общее дело» отмечает, что учитывая сжатые сроки принятия изменений и дополнений в конституционный закон и недостаточное время для обучения избирателей, кандидатов, политических партий, могут возникнуть проблемы, связанные с некорректным заполнением избирателями бюллетеней, путаницей между номерами кандидатов у избирателей, возникновение очагов напряженности на этапе длительного ручного подсчета голосов избирателей по единому округу и пр. 

В целом первоначальный анализ  введенной смешанной избирательной системы показывает, что имеется ряд вопросов, требующих как урегулирования на законодательном уровне, так и целенаправленной постоянной работы избирательных комиссий, субъектов избирательного процесса, направленных на повышение уровня правовой культуры и осведомлённости участников избирательного процесса о процедурах организации и проведения выборов.

Проведенный ОФ «Общее дело» краткий анализ показывает, что проблемы на предстоящих выборах могут возникнуть на любом этапе избирательного процесса. Возможно, это будут самые сложные выборы в истории суверенного Кыргызстана, поскольку присутствуют разные риски и вызовы, управление которыми требует усиления работы во многих областях и в разных направлениях.

После проведения выборов необходимо проведение анализа всех проблем, возникших в ходе избирательной кампании в целях недопущениях их в будущем путем выработки действенных механизмов, как на законодательном уровне, так и путем дальнейшего повышения уровня правовой культуры и осведомленности участников избирательного процесса.

Подробнее с отчетом можно ознакомиться на сайте ОФ «Общее дело» по ссылке

К списку новостей