БИШКЕК, 16 августа
Так, за период подготовки и проведения выборов президента КР в 2017 году в Центральную избирательную комиссию поступили 103 заявления (жалобы).
Из них:
Необходимо отметить, что по сравнению с другими анализируемыми выборными процессами в 2017 году поступило наибольшее количество жалоб в отношении средств массовой информации (15 жалоб) с требованиями отозвать аккредитацию или дать опровержение, удалить размещенный материал о кандидате.
В ходе организации и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша КР в 2020 году, согласно Реестру жалоб, размещенному на официальном сайте Центризбиркома, поступило 163 жалобы и заявления. Субъекты избирательного процесса подали в Административный суд г. Бишкек 15 административных исков (заявлений). Из них 3 были удовлетворены, по 10 искам отказано в удовлетворении требований, по 2 заявлениям приняты определения об отказе в принятии к административному судопроизводству. Семь решений Административного суда были обжалованы в кассационном порядке в Верховном суде КР.
В период подготовки и проведения досрочных выборов президента КР в 2021 году, согласно Реестру жалоб и нарушений, в ЦИК поступили 173 жалобы, в том числе 133 сигнала - в КГОР.
Анализ трех избирательных кампаний республиканского уровня показывает, что наиболее частыми причинами избирательных споров в Кыргызстане являются:
Несмотря на все предпринимаемые меры, проблема коллизий и пробелов в избирательном законодательстве была и остается одной из причин многочисленных избирательных споров.
Анализ жалоб, поступивших в день голосования и впоследствии, показывает, что значительная часть заявителей плохо информирована о процедурах дня голосования и зачастую обращалась с жалобами и заявлениями в случаях, которые по сути не должны были вызывать споров.
В этой связи особо актуальной, в целях предотвращения значительного количества избирательных споров, становится работа, связанная с обучением не только избирательных комиссий, кандидатов и политических партий, но и непосредственно самих избирателей нормам избирательного законодательства. Такую же работу следует проводить и с организациями гражданского общества, СМИ и общественными наблюдателями.
Целенаправленная деятельность государства, субъектов избирательного процесса в предотвращении избирательных споров, снижении их количества, исключении практики недобросовестного их инициирования не только содействует позитивному развитию демократических институтов, доверию населения к избираемым органам, но и позволяет избежать массовых столкновений, протестных движений и революций.