Общественный фонд «Общее дело», Объединение юридических лиц «Ассоциация Таза Шайлоо» и Общественный фонд «Эгль», которые осуществляют независимое наблюдение за выборами в Кыргызской Республике, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О новой редакции Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов Кыргызской Республики и Кодекса Кыргызской Республики об административных правонарушениях», направили в генеральную прокуратуру следующие предложения в части норм, затрагивающих избирательные процессы:
1. С введения биометрической идентификации граждан, автоматического подсчета голосов избирателей в значительной степени возросло влияние подкупа и злоупотребления административным ресурсом в целях оказания влияния на волю и голос избирателей.
Данные деяния послужили прямым поводом народного возмущения и отмены итогов выборов в октябре 2020 года и в апреле 2021 года в городах Бишкек, Ош и Токмок, что является важным аргументом, для признания важности данных норм.
Однако представленные на общественное обсуждение проекты кодексов, содержат более смягчающие санкции за данные деяния по сравнению с действующими кодексами. К примеру: в проекте Кодекса Кыргызской Республики об административных правонарушениях, санкция за злоупотребление административным ресурсом предусмотрена в виде штрафа 200 расчетных показателей, тогда как в действующем Кодексе Кыргызской Республики о проступках, санкция предусмотрена от 300 до 600 расчетных показателей (штраф II категории ст. 49).
В связи с этим предлагаем:
2. Подкуп и злоупотребление административным ресурсом, имеют весьма распространенное действие и являются негативным фактором, который влияет на итоги выборов. Отнесение данных категорий деяний к делам частного и частно-публичного обвинения, приведет к тому, что за данные деяния практически не будет досудебного производства. Невозможно представить, что избиратель или его представитель, получившее денежное или иное вознаграждение, напишет заявление на лицо, осуществляющее подкуп.
В связи с этим предлагаем:
3. В рамках мониторинга прошедших выборов, было отмечено большое количество фактов фото-видеосъемок заполненного бюллетеня, что наводит на подозрение, что это может производиться в целях контроля волеизъявления избирателя.
В целях устранения возможных механизмов контроля волеизъявления избирателя, считаем необходимым установить ответственность лица, осуществляющего фото-видеосъемку заполненного бюллетеня, с возложением обязанности по рассмотрению данного нарушения на избирательные комиссии.
В связи с чем предлагаем: