ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОФ «Общее дело». Выборы депутатов местных кенешей.

12.04.2021
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОФ «Общее дело».  Выборы депутатов местных кенешей.

 

Бишкек, 12 апреля 2021 г. 15:00.

Выборы депутатов местных кенешей.

Предварительное заявление по результатам независимого наблюдения за выборами депутатов местных кенешей Кыргызской Республики - Существующая избирательная система и сформировавшаяся политическая культура не обеспечивает полную реализацию принципа равенства для политических партий и кандидатов с разными финансовыми и другими возможностями. Очередная избирательная кампания показывает, что как правило побеждают партии и кандидаты, которые обладают большими ресурсами. Выборы депутатов местных кенешей КР в целом прошли мирно, но на ход выборов отрицательно повлияли серьезные нарушения как во время голосования, так и во время предвыборного периода. Злоупотребления при голосовании вне помещений, нарушение тайны голосования, влияние на волеизъявление избирателей, отдельные случаи ущемления прав общественных наблюдателей в ходе наблюдения за процедурами дня голосования, подкуп голосов и злоупотребление административным ресурсом имеют тенденцию к подрыву доверия общественности к процессу выборов в целом.

Основные выводы и краткое содержание

Выборы в местные кенеши прошли в условиях высокой конкуренции. Следует отметить появление и участие большого количества новых партий на этих выборах, что может указывать на формирующийся запрос в обществе на новые лица с прогрессивным взглядом в политике. В то же время нельзя не сказать о том, что при существующей системе и политической культуре, уже которая избирательная кампания показывает, что побеждают богатые партии, в связи с чем рекомендуется задуматься о введении дополнительных механизмов для уравнения возможностей между политическими партиями и кандидатами. Кроме того, следует улучшить правоприменительную практику в отношении рассмотрения нарушений, происходящих в предвыборный период и в день голосования за пределами избирательных участков, которые могут влиять на результаты голосования.

Регистрация политических партий и кандидатов прошла с единичными случаями обжалования. Несмотря на усилия ЦИКа по регистрации избирателей, все еще остается большое количество избирателей, которые не включены в процесс голосования.

Предвыборная агитация проходила в условиях эпидемии COVID-19 и экономического кризиса; во время агитации были выявлены случаи нарушения правил агитации, подкупа голосов, давления и угроз на избирателей, применения административного ресурса, запугивание наблюдателей. В частности, необходимо отметить, что отдельные политические партии активно привлекали глав квартальных и домовых комитетов к агитации в городах Бишкек и Ош, пользуясь неопределенным статусом домкомов и квартальных. Самая высокая конкуренция, а также самое больше количество жалоб были отмечены в городах Бишкек и Ош. Именно в этих городах в предвыборный период были совместные обращения политических партий относительно подкупа и злоупотребления административным ресурсом применяемыми отдельными политическими партиями.

Несмотря на то, что Фонд не наблюдал за референдумом в связи с его поздним назначением, не можем не отметить следующее: во-первых выборы в местные кенеши были совмещены с проведением референдума по новой редакции Конституции КР, которая вызвала споры в обществе; во-вторых совмещение двух избирательных процессов стирает границы между ними, а сложившаяся практика голосования при которой избиратели участвуют в двух избирательных процессах по умолчанию без достаточных разъяснений по процедурам голосования и разницы между двумя избирательными кампаниями со стороны компетентных органов, негативно сказывается на избирательном процессе как таковом; в третьих такое быстрое назначение референдума не позволяет в полной мере ознакомиться с проектом Конституции в новой редакции и понять важность вносимых изменений. В предвыборный период звучали мнения, что совмещение двух выборных процессов может помочь увеличить явку для того, чтобы признать референдум состоявшимся. В день голосования участники избирательного процесса неоднократно сообщали о том, что члены УИК стараются выдать бюллетень по референдуму несмотря на отказы избирателей голосовать по нему при отказе члены УИК фиксировали и составляли акты, что не предусмотрено законодательством.

Из положительных нововведений следует отметить, что на этих выборах в местные кенеши впервые применяется резервирование не менее 30% мандатов для женщин в айылных кенешах. Реализация данной нормы создает условия для увеличения представительства женщин на уровне айылных кенешей, где их представительство составляет всего 9,6%. Другим нововведением является проведение теледебатов, что является положительным моментом в освещении программ партий, особенно это актуально для новых и локальных партий. Кроме того, были внесены изменения в выборное законодательство относительно финансирования избирательных фондов, в том числе введены единые подходы к порядку открытия специальных счетов избирательных фондов, учету и расходованию средств, а также обязательная публикация финансовых отчетов на сайте ЦИК. В целях создания условия для реализации гражданами активного избирательного права были организованы мобильные ЦОН, которые предоставляли услуги выездного документирования, включая мобильный сбор биометрических данных в 130 городах и аймаках.

Отдельного внимания заслуживает процесс рассмотрения жалоб. Несмотря на наличие положительных подвижек при рассмотрении и наказании за нарушения допущенных политическими партиями(отмена регистрации кандидатов от политических партий, нарушивших законодательство, вынесение предупреждений и наложение штрафов) и информировании о реагировании на нарушения и жалобы, все еще существуют нарекания на своевременность рассмотрения поданных жалоб отдельными ТИКами и на не единообразную практику применения наказания в отношении политических партий и кандидатов за нарушения законодательства. В ходе выборной кампании многие партии призывали к более жестким мерам наказания в отношении политических партий, применяющих подкуп голосов и административный ресурс.  

Голосование вне помещения в целом прошло мирно, но с рядом таких серьезных нарушений, как нарушения тайны голосования, влияние на волеизъявление избирателей, агитация в день голосования, отдельные случаи ущемления прав наблюдателей, а также регистрация избирателей в реестре для голосования вне помещения без ведома самих избирателей. В тех городах, где количество избирателей для голосования вне помещений было меньше, процесс выездного голосования прошел практически без нарушений. Серьезные нарушения при голосовании вне помещения, которые могут повлиять на результаты голосования, наблюдались в городах - Бишкек и Ош, так отметили 7,4% наблюдателей Фонда. В Бишкеке такие нарушения наблюдались на 5,2% участках, а в городе Ош это число составило 14,1%.

День голосования прошел под пристальным вниманием общественности. По данным независимого наблюдения ОФ «Общее дело» в день выборов депутатов местных кенешей в городах процедуры открытия участков для голосования, процесс голосования, закрытия участков и подведения итогов проводились с  процедурными и серьезными нарушениями такими как: нарушение тайны голосования, подкуп голосов, влияние на волеизъявление избирателей, ущемление прав наблюдателей, агитация в день голосования, нарушения процедур дня голосования, а также присутствие лиц, которые не могут находиться на участке в день голосования. Больше нарушений было зафиксировано в ходе голосования, меньше всего жалоб со стороны наблюдателей Фонда было на процедуры открытия, закрытия и подсчета. Практически на половине участков отмечались сбои оборудования (АСУ и оборудования по идентификации избирателей). Кроме того, отмечаем проблемы с качеством списков избирателей на местных выборах. Так, в Бишкеке на 37,3% участков наблюдались случаи, когда от 1 до 5 избирателей не могли найти себя в списках, в Оше эта цифра составила 39,7%. Отдельное внимание обращаем на неполное соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и требований связанных с COVID-19 на одной пятой участков в городах Бишкек и Ош. Несмотря на то, что наблюдатели в городе Бишкек чаще сообщали об ущемлении своих прав, в городе Ош такие случаи сопровождались большей агрессией.

Итого за весь избирательный процесс Фондом:

Выявлено – 255 нарушений

Подано в ТИК – 128 жалоб;

В КГОР – 25 сигналов;

В органы ОВД – 1 сигнал.

В заключении ОФ “Общее дело” вносит следующие предварительные рекомендации:

  1. Органам по рассмотрению избирательных споров - объективно и своевременно завершить рассмотрение всех поступивших заявлений и жалоб.
  2. Политическим партиям и кандидатам настоятельно рекомендуем оставаться последовательными в отношении соблюдения представленности женщин в списках политических партий при распределении мандатов.

Выражаем благодарность нашим наблюдателям, избирательным комиссиям, правоохранительным органам, политическим партиям, средствам массовой информации и гражданам за поддержку независимого наблюдения.

ОФ "Общее дело" продолжит наблюдать за процессом подведения итогов ТИКами и политической ситуацией в стране в поствыборный период. По результатам наблюдения будет выпущен финальный отчет, который охватит предвыборный период, дни голосования в помещении и вне помещения, а также поствыборный период.

ВВЕДЕНИЕ

ОФ «Общее дело» (далее - Фонд) провел мониторинг за ходом подготовки и проведением выборов депутатов девять городских кенешей: Бишкек, Ош, Токмок, Каинды, Каракол, Талас, Нарын, Джалал-Абад и Баткен.

Мониторинг проводился в период с 15 марта по 11 апреля, он охватывал процедуры выдвижения и регистрации политических партий, деятельность избирательных комиссий, процедуры формирования и актуализации списков избирателей, период информирования и предвыборной агитации, процедуры голосования вне помещения и голосования в помещении, а также выявление нарушений избирательного законодательства и подаче обращений (заявлений и жалоб) в соответствующие инстанции.

В дни выборов 10–11 апреля Фонд привлек к наблюдению 350 общественных наблюдателей, региональных координаторов и мобильных команд и охватил 416 избирательных участков. В городах республиканского значения - Бишкеке и Оше на всех 306 УИКах наблюдение вели стационарные наблюдатели. В городах Токмок, Каинды, Каракол, Талас, Нарын, Джалал-Абад и Баткен на 116 УИКах наблюдали мобильные команды. Наблюдатели Фонда испытывали некоторые сложности в процессе регистрации в участковых избирательных комиссиях (УИК), но в процессе разъяснения ситуации, проблемы устранялись на местах. В итоге все наблюдатели успешно прошли регистрацию.

Голосование вне помещения

10 апреля 2021 года прошло голосование вне помещения на выборах в местные кенеши. Независимое наблюдение за процессом выездного голосования осуществлялось на 283 УИК в городах Бишкек и Ош. Также было произведено наблюдение с помощью мобильных групп на 31 участке в городах Каракол, Джалал-Абад, Талас, Нарын, Баткен, Токмок и Каинды.

Голосование вне помещения в целом прошло мирно, но с рядом таких серьезных нарушений, как нарушения тайны голосования, влияние на волеизъявление избирателей, агитация в день тишины, отдельные случаи ущемления прав наблюдателей, а также регистрация избирателей в реестре для голосования вне помещения без ведома самих избирателей.

Демонстрация пустых переносных ящиков присутствующим

В городе Бишкек и Ош на 98,2% наблюдаемых участках независимым наблюдателям от Фонда на местах были продемонстрированы пустые переносные ящики для голосования вне помещения. В городе Бишкек пустые переносные ящики для голосования продемонстрированы на 99,1% участков, а в городе Ош на 95,8% участков.

Наблюдателям мобильных групп были продемонстрированы пустые переносные ящики на 100% наблюдаемых участках.

Переносные ящики опечатаны после демонстрации присутствующим

99,3% стационарных наблюдателей в Бишкеке и Оше отметили, что переносные ящики были опечатаны печатью участковой избирательной комиссии. В городе Бишкек на 99,5% участках, а в городе Ош на 98,6%.

Наблюдатели мобильных групп отметили, что переносные ящики опечатаны печатью участковой избирательной комиссии в их присутствии на 100% наблюдаемых участках.

Контрольный лист

Наблюдатели в городе Бишкек и Ош на 99,6% УИК отметили, что контрольный лист был подписан всеми присутствующими в участке и опущен в переносной ящик для голосования вне помещения. Эта процедура была соблюдена на 100% УИК в Бишкеке и на 98,5% УИК в Оше.

100% наблюдателей мобильных групп отметили, что контрольный лист подписан всеми присутствующими в участке и опущен в переносной ящик для голосования вне помещения.

Соблюдение мер предосторожности связанные с COVID-19

Меры предосторожности связанные с COVID-19 при процедурах открытия соблюдались на 79,2% участках в городах Бишкек и Ош. На 17,7% участках в этих городах меры предосторожности соблюдались частично. Рассматривая город Бишкек и Ош по отдельности, можно отметить, что в Бишкеке на 82,1% УИК соблюдались меры предосторожности в полной мере и на 15,6% УИК соблюдались частичные меры предосторожности/рекомендации связанные с COVID-19.  В городе Ош 70,4% УИК соблюдали меры предосторожности полностью, и 23,9% УИК соблюдали меры предосторожности/рекомендации связанные с COVID-19 частично.

Наблюдатели мобильных групп на 77,4% УИК отметили соблюдение мер предосторожности/рекомендации полностью, а также 22,6% УИК соблюдали меры предосторожности/рекомендации связанные с COVID-19 лишь частично.

Права общественных наблюдателей

Во время наблюдения выездного голосования, в некоторых УИК наблюдались случаи препятствия наблюдению или получению необходимой информации для наблюдения.  Наблюдатели в Бишкеке и Оше отметили препятствия наблюдению на 3,3% УИК, на 96,7% УИК препятствия не наблюдались. Основная доля препятствий наблюдению отмечена в городе Ош на 7% УИК южной столицы.

100% наблюдателей мобильных групп отметили, что препятствий наблюдению не было.

Сбой оборудования для идентификации избирателей

Основная доля наблюдателей в городах Бишкек и Ош отмечают, что на 92% УИК не было случаев, когда избиратель не смог проголосовать по причине сбоя оборудования для идентификации избирателей. На 8% УИК наблюдались от 1 до 5 случаев сбоя оборудования для идентификации избирателей. В Бишкеке на 7,4% УИК, а в Оше на 9,9% УИК наблюдались от 1 до 5 случаев сбоя оборудования для идентификации избирателей.

Наблюдатели мобильных групп отметили, что на 93,5% УИК сбои не наблюдались, однако на 3,2% УИК зафиксировано от 1 до 10 случаев сбоя оборудования для идентификации избирателей.

Тайна голосования

Тайна голосования соблюдалась на 96% УИК в городах Бишкек и Ош. Тайна голосования была нарушена в городе Бишкек на 4% УИК и на 11,3% УИК в городе Ош.

Наблюдатели мобильных групп зафиксировали, что на 100% УИК тайна голосования соблюдалась полностью.

Регистрация данных в бумажных списках

На 100% УИК были зарегистрированы данные избирателей в бумажном списке избирателей при выдаче бюллетеня.

Отметка “Проголосовал вне помещения для голосования”

На 99,3% УИК в городе Бишкек и Ош вносилась отметка “Проголосовал вне помещения для голосования”. В городе Ош на 2,8% УИК данная отметка не вносилась.

Наблюдатели мобильных групп отмечают, что на всех наблюдаемых участках вносилась отметка “Проголосовал вне помещения для голосования”.

Опечатывание переносного ящика

Переносной ящик для голосования был опечатан после завершения голосования вне помещения, так отметили 99,3% наблюдателей на местах. На 0,7% УИК отметили, что ящик для голосования НЕ был опечатан после завершения голосования.

По оценке наблюдателей мобильных групп, на 100% УИК ящик для голосования был опечатан после завершения голосования вне помещения.

Акт об окончании голосования вне помещения

По окончании голосования вне помещения на 100% наблюдаемых УИК был составлен акт об окончании голосования, так отметили наблюдатели на местах и наблюдатели мобильных команд.

Жалобы со стороны участников избирательного процесса

На процесс голосования вне помещения со стороны участников избирательного процесса наблюдались жалобы на 2,6% УИК в городах Бишкек и Ош.

По оценке наблюдателей мобильных групп, на 100% наблюдаемых УИК жалоб не наблюдалось.

Серьезные нарушения

Наблюдались некоторые серьезные нарушения, так отметили 7,4% наблюдателей в городах Бишкек и Ош, на 92,6% УИК никаких нарушений не зафиксировано. В Бишкеке на 5,2% участках зафиксированы серьезные нарушения, которые могут повлиять на результаты голосования, в городе Ош на 14,1% участках зафиксированы серьезные нарушения.

Наблюдатели мобильных групп зафиксировали, что на 3,2% зафиксированы серьезные нарушения. на 96,8% УИК таких нарушений отмечено не было.

День голосования

Общественный Фонд “Общее дело” осуществляет независимое наблюдение на всех 306 участках в городах республиканского значения - Бишкек (228 УИК) и Ош (78 УИК). Кроме того, мобильные группы охватили порядка 110 УИК в городах Каракол, Джалал-Абад, Талас, Нарын, Баткен, Токмок и Каинды.

День голосования прошел под пристальным вниманием общественности. По данным независимого наблюдения ОФ «Общее дело» в день выборов местных депутатов кенешей в городах процедуры открытия участков для голосования, процесс голосования, закрытия участков и подведения итогов проводились с некоторыми процедурными и серьезными нарушениями такими как: нарушение тайны голосования, подкуп голосов, влияние на волеизъявление избирателей, ущемление прав наблюдателей, нарушения процедур дня голосования а также присутствие лиц, которые не могут находиться на участке в день голосования.

Начало заседаний УИК для проведения процедур открытия:

Независимые наблюдатели были допущены в 100% участков для проведения наблюдения в городах Бишкек и Ош. По полученным данным, заседание участковой избирательной комиссии началось в разное время. В Бишкеке основная доля наблюдателей отмечает, что на 62,3% УИК заседание началось в 7:00-7:30 часов, на 19,3% участках – заседание началось до 7 часов утра и на 17,5% участках после 7:30 часов.

В городе Ош заседание участковой избирательной комиссии на 47,4% участках началось после 7:30 утра, на 39,7% УИК заседание началось в 7:00-7:30 часов, на 12,8% участках заседание началось до 7 часов утра.

Соблюдение рекомендаций, связанных с COVID-19 во время процедур:

По отчетам бишкекских наблюдателей на 79,8% УИК соблюдались все меры предосторожности, на 19,7% участках меры предосторожности соблюдались частично.

В городе Ош на 84,6% соблюдались все рекомендации, связанные с COVID-19, на 12,8% соблюдались частичные меры предосторожности.

Доступность УИКов для людей с ограниченной мобильностью (наличие пандусов и перил):

Наблюдатели отметили, что 68% участков города Бишкек доступны для людей с ограниченной мобильностью.

Наблюдатели города Ош отметили, что 80,8% участков в Оше оснащены пандусами и перилами для людей с ограниченной мобильностью.

Жеребьевка:

Наблюдатели в городе Бишкек отмечают, что на 95,6% участках, а жеребьевка была проведена в соответствии с законодательством, соответственно на 4,4% участках, данная процедура не проводилось.

Наблюдатели города Ош отметили, что на всех 100% участках была проведена жеребьевка в соответствии с законодательством.

Демонстрация пустых ящиков для голосования:

Наблюдатели города Бишкек и Ош, отметили, что на всех 100% УИК были продемонстрированы пустые ящики для голосования.

Ящики для голосования опечатаны/опломбированы после демонстрации:

Наблюдатели города Бишкек и Ош, отметили, что на 98,7% УИК ящики голосования были опечатаны/опломбированы после демонстрации.

Контрольный лист:

Контрольный лист был подписан всеми присутствующими на участке и опущен в ящик голосования, так отметили наблюдатели на 95,6% участках в городе Бишкек и на 97,4% участках в городе Ош.

Получили ли наблюдатели нулевой чек АСУ?

На 98,7% участках города Бишкек независимые наблюдатели получили нулевой чек АСУ, на 1,3% участков данный чек не был выдан членами УИК.

В городе Ош наблюдатели получили чек АСУ на 97,4% УИК, соответственно на 2,6% нулевой чек АСУ выдан не был.

Пересчет избирательных бюллетеней УИКами, полученных от ТИКов:

На 94,3% УИК города Бишкек был произведен пересчет избирательных бюллетеней, полученных УИКом от ТИК во время процедуры открытия, на 5,7% пересчета не было.

В городе Ош пересчет избирательных бюллетеней был произведен на 93,6% УИК, соответственно на 6,4% пересчета не было.

Права наблюдателей:

Наблюдатели Фонда на 99,1% УИК в городе Бишкек не сталкивались с ущемлением своих прав во время наблюдения за процедурами открытия.

В городе Ош на 96,2% УИК не наблюдались случаи ущемления прав общественных наблюдателей, однако, на 3,8% отмечались ущемления прав общественных наблюдателей.

Открытие участков для голосования:

После проведения всех процедур открытия 79,8% участков города Бишкек открылись для голосования в 8:00, 17,5% участков открылись до 8 часов утра, 2,6% участок открылись после 8 часов.

Наблюдатели города Ош отметили, что 80,8% участков открылись ровно в 8:00 часов, 14,1% участков открылись до 8 часов утра, 5,1% участков открылись после 8:00.

Результаты наблюдения мобильных команд в регионах

В день голосования 25 мобильных команд посетили 25 УИК в городах Каракол, Джалал-Абад, Талас, Нарын, Баткен, Токмок и Каинды и оценили процедуры открытия.

Все наблюдатели были допущены в помещение для голосования для проведения наблюдения. Заседание на 6 участках началось до 07:00 утра, на 15 УИК заседание было в промежутке между 07:00 и 07:30, в остальных 4 УИК заседание началось в 7:30. Рекомендации, связанные с COVID-19 во время процедур открытия соблюли 23 УИК.

В г. Талас на участке №6108 и в Джалал-Абаде на участке №2400 не было пересчета избирательных бюллетеней, полученных УИКом от ТИК во время процедур открытия.

Все 25 УИК, которые посетили наши наблюдатели продемонстрировали пустые ящики для голосования (АСУ и др.) и выдали нулевые чеки АСУ, а контрольные листы были подписаны и опущены в ящик для голосования (АСУ и др.) в 23 УИК. Права наших наблюдателей во время наблюдения за процедурами открытия не ущемлялись.

Процесс голосования

Случаи запугивания, давления или устрашения избирателей:

Наблюдатели города Бишкек отметили на 0,4% УИК случаи запугивания, давления или устрашения избирателей, на 99,6% УИК подобных случаев не зафиксировано.

В городе Ош наблюдатели зафиксировали случаи давления на избирателей на 2,6% участках.

Нарушение тайны голосования во время процесса голосования:

Нарушение тайны голосования наблюдалась на 6,2% УИК по городу Бишкек и на 7,7% УИК по городу Ош. Наибольший процент наблюдателей отметили, что тайна голосования не нарушалась.

Ущемление прав общественных наблюдателей во время наблюдения за процессом голосования:

Наблюдатели города Бишкек отметили, что на 3,1% участках ущемлялись права общественного наблюдателя во время наблюдения. На 96,9% нарушения не наблюдались.

В городе Ош, на 98,7% участках не было ущемления прав общественных наблюдателей.

Соблюдение УИК рекомендаций, связанных с COVID-19:

В среднем 73% наблюдателей городов Бишкек и Ош отметили, что УИК соблюдали абсолютно все рекомендации, связанные с COVID-19. На пятой части наблюдаемых УИК меры предосторожности соблюдались лишь частично.

Соблюдение избирателями рекомендаций, связанных с COVID-19:

На 68% участках в городах Бишкек и Ош сами избиратели соблюдали все меры предосторожности, связанные с COVID-19. На 29% участках меры предосторожности соблюдались частично.

Наличие очереди на участках во время процесса голосования:

Наблюдатели в городе Бишкек отмечают, что на 23,6% участках наблюдались постоянные очереди во время процесса голосования, на 45,3% УИК очереди наблюдались лишь иногда.

В городе Ош наблюдатели отмечают, что на 46,2% УИК были постоянные очереди, на 32,1% иногда возникали очереди.

Технические сбои оборудования по идентификации избирателей и/или АСУ:

В городе Бишкек на 55,1% УИК технических сбоев не было, на 27,6% УИК наблюдались сбои АСУ, на 8% были сбои оборудования по идентификации и на 9,3% участках были сбои и АСУ, и оборудования по идентификации

В городе Ош на 48,7% УИК технических сбоев не было, на 38,5% УИК наблюдались сбои АСУ, на 10,3% были сбои оборудования по идентификации и на 2,6% участках были сбои и АСУ, и оборудования по идентификации

Количество избирателей, которые смогли найти себя в списках:

В Бишкеке на 43,1% участке не было избирателей, которые не смогли найти себя в списках, на 37,3% участках наблюдалось от 1 до 5 таких случаев, на 10,2% УИК - от 6 до 10, на 9,3% УИК – более 10 случаев.

В Оше на 38,5% участке не было избирателей, которые не смогли найти себя в списках, на 39,7% участках наблюдалось от 1 до 5 таких случаев, на 14,2% УИК - от 6 до 10, на 7,7% УИК – более 10 случаев.

Количество избирателей, которые не смогли проголосовать из-за технического сбоя оборудования:

На 92,4% УИК города Бишкек не было технических сбоев оборудования, из-за которых избиратели не смогли проголосовать. На 7,1% участках зафиксировано от 1 до 5 человек, которые не смогли проголосовать из-за технического сбоя.

На 83,3% УИК города Ош не было технических сбоев оборудования, из-за которых избиратели не смогли проголосовать. На 14,1% участках зафиксировано от 1 до 5 человек, которые не смогли проголосовать из-за технического сбоя.

Наличие случаев, когда избирателю было разрешено проголосовать без прохождения идентификации:

Основная доля наблюдателей городов Бишкек и Ош отмечают, что на наблюдаемых участках не было случаев, когда избирателю было разрешено проголосовать без прохождения идентификации. Лишь в городе Бишкек на 0,9% такие случаю были.

Наличие случаев, когда избирателю было разрешено проголосовать несмотря на то, что его не было в списке избирателей:

Основная доля наблюдателей городов Бишкек и Ош отмечают, что на наблюдаемых участках не было случаев, когда избирателю было разрешено проголосовать, несмотря на то что его не было в списке. Лишь в городе Бишкек на 0,9% такие случаю были.

Замена АСУ на стационарный ящик для голосования:

На 95% УИК в городах Бишкек и Ош не производилось замены АСУ на стационарный ящик.

Присутствие лиц, не имеющих право находиться на участке:

В городе Бишкек, на 97,3% участках не присутствовали лица, не имеющие право находиться на участке, однако на 2,7% участках такие случаи зафиксированы.

В городе Ош, на 92,3% участках не присутствовали лица, не имеющие право находиться на участке, однако на 7,7% участках такие случаи зафиксированы.

Закрытие участка:

В городах Бишкек и Ош большая доля избирательных участков закрылась в 20:00 часов. В городе Ош 6,4% УИК закрылись до 20:00.

Процедуры подсчета и закрытия

Предоставление возможности проголосовать избирателям, находящимся внутри участка в 20:00:

Наблюдатели в городе Бишкек отметили, что на 59,4% участках в 20:00 избирателей не было. Однако, на 40,6% отмечено, что все избиратели, оставшиеся в помещении после закрытия, смогли проголосовать.

В городе Ош, наблюдателями было замечено, что на 51,6% участках не было избирателей после закрытия участка. На 46,9% все оставшиеся избиратели смогли проголосовать после закрытия. Лишь на 1,6% участках только некоторые смогли проголосовать.

Наличие очереди СНАРУЖИ участка в 20:00:

На момент закрытия участка наблюдатели в городе Бишкек отметили, что на 96,4% УИК очереди снаружи не было. На 3,6% УИК наблюдала очередь вне помещения.

В городе Ош, на 87,5% УИК очереди снаружи не было. Однако, на 12,5% участках наблюдалась очередь вне помещения для голосования.

Пересчитаны и погашены неиспользованные бюллетени в соответствии с законом:

Фактически на всех участках городов Бишкек и Ош неиспользованные бюллетени были пересчитаны и погашены в соответствии с законом. Лишь на 1% УИК в Бишкеке данное действие совершенно не было.

Проведена работа со списком:

На 100% наблюдаемых участках была проведена работа со списками.

Получение заверенного отчета автоматически считывающей урны:

100% на всех наблюдаемых участках получили заверенный отчет автоматически считывающей урны/АСУ.

Проведение ручного подсчета открыто и гласно:

Фактически на всех участках городов Бишкек и Ош ручной подсчет был проведен открыто и гласно. Лишь на 0,5% УИК в Бишкеке данное действие совершенно не было.

Общее количество зарегистрированных жалоб во время процесса голосования в течение дня:

Общее количество зарегистрированных жалоб во время процесса голосования составило 147 – Бишкек (110), Ош (37).

Рассмотрение всех жалоб до подписания протокола:

По городу Бишкек, на 29,9% УИК жалобы были рассмотрены до подписания протокола, на 2% УИК рассмотрение жалоб было после подписания протокола. На 68% участках жалоб не было.

В городе Ош, на 38,1% УИК жалобы были рассмотрены до подписания протокола, на 60,9% участках жалоб не было.

Получение заверенной копии протокола ручного подсчета по результатам голосования:

Заверенные копии протокола ручного подсчета были получены на 99,5% УИК города Бишкек и на 98,4% УИК города ОШ.

Соблюдение УИК рекомендаций, связанных с COVID-19 при процедурах закрытия и подсчета:

По оценке наблюдателей, на 67% УИК города Бишкек соблюдались полные меры предосторожности/рекомендации, связанные с COVID-19 при процедурах закрытия и подсчета голосов. На 32% меры предосторожности соблюдались частично. На 1% УИК меры предосторожности не соблюдались совсем.

На 75% УИК города Ош соблюдались полные меры предосторожности/рекомендации, связанные с COVID-19. На 23,4% меры предосторожности соблюдались частично. На 1,6% УИК меры предосторожности не соблюдались совсем.

Ущемление прав общественного наблюдателя во время наблюдения за процедурами закрытия и подсчета:

На большинстве УИК города Бишкек и Ош не ущемляли права наблюдателей во время наблюдения за процедурами закрытия и подсчета. На 2% УИК города Бишкек и на 3,1% УИК города Ош наблюдатели чувствовали ущемление своих прав.

Общественно-политическая ситуация

Выборы в местные кенеши проходила в условиях высокой конкуренции, при этом следует отметить появление и участие большого количества новых партий, что может указывать на формирующийся запрос в обществе на новые лица с прогрессивным взглядом в политике.

Предвыборная агитация прошла на фоне ухудшающейся экономической ситуации, в связи с повышением цен на продукты, ГСМ и снижением уровня доходов населения. Наряду с назначением выборов депутатов в местные кенеши, был назначен референдум по Конституции который вызвал споры в обществе. Следует отметить, что это уже третий референдум назначенный одновременно с другой избирательной кампанией, и одной из официальных причин, озвученных депутатами, является экономия бюджетных средств. Однако, такое быстрое назначение референдума за месяц до голосования оставляет его без должного внимания и не дает в полной мере понять значимость изменений, выносимых на референдуме по новой редакции Конституции КР.

Согласно данным наблюдения, общественно-политическая ситуация в стране в период выборов была относительно спокойной, напряженная ситуация отмечается в двух городах республиканского значения. В Бишкеке в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации, с общественной безопасностью, митингами и повышенной конкурентной борьбой между партиями. В городе Ош в связи с обострившимися отношениями политических партий.

В других семи наблюдаемых городах Баткен, Джалал-Абад, Каинды, Каракол, Нарын, Талас, Токмок общественно-политическая ситуация перед выборами и в день выборов была относительно спокойной.

Отличия выборов депутатов в местные кенеши

Отличительными особенностями выборов депутатов в местные кенеши являются:

  1. Впервые в массовом порядке реализуется новая норма о единых днях голосования, в соответствии с принятым в 2019 году законом выборы в местные кенеши проводятся два раза в год. В последующем все выборы в местные кенеши будут проходить только в эти два дня в апреле и в октябре.
  2. На этих выборов также нововведением является резервирование не менее 30% мандатов для женщин в айылных кенешах. Реализация данной нормы создает условия для увеличения представительства женщин на уровне айылных кенешей, где представительство женщин составляет всего 9,6%.
  3. В связи с введением новых правил агитации, впервые на местных выборах, помимо предоставленных бесплатных эфиров на государственных телеканалах, партии принимали участие на теледебатах, что является положительным моментом в освещении программ партий, особенно это актуально для новых и локальных партий. Не менее половины от общего числа объема выделенного эфирного времени отводится для совместного проведения дебатов и иных аналогичных агитационных мероприятий. Политическим партиям, зарегистрированных в городах проведение дебатов предоставляются региональными телерадиоорганизациями.
  4. Также необходимо отметить, что были внесены изменения в выборное законодательство относительно финансирования избирательных фондов, в том числе введены единые подходы к порядку открытия специальных счетов избирательных фондов, учету и расходованию средств избирательных фондов, а также введен запрет на пожертвования и обязательная публикация финансовых отчетов на сайте ЦИК.
  5. Относительно улучшений списков избирателей, реализуется постоянная актуализация и размещение на портале «Тизме» (ранее - только перед выборами), а также увеличение сроков уточнения на выборах на 20 дней по сравнению с 2017 годом. При этом список избирателей был доступен для ознакомления не только по время выборов, но и в межвыборное время. Также была введена возможность электронной подачи заявлений через «кабинет избирателя» на портале «Тизме», а также улучшение возможностей сдачи биометрической регистрации. В целях увеличения вовлеченности граждан в выборный процесс были организованы мобильные ЦОН, которые предоставляли услуги выездного документирования, включая мобильный сбор биометрических данных.

Предвыборный период и агитация

Предвыборная агитация также проходила в условиях эпидемии COVID-19 и снижения экономической активности, во время агитации были выявлены случаи нарушения правил агитации, подкупа голосов, давления и угроз на избирателей, применения административного ресурса.

В частности, необходимо отметить, что отдельные политические партии активно привлекали глав квартальных и домовых комитетов к агитации в городах Бишкек и Ош, пользуясь неопределенным статусом домкомов и квартальных.

Предвыборная кампания стартовала 12 марта 2021 года. Наблюдатели Фонда отмечают, что предвыборная кампания на выборах депутатов местных кенешей прошла в условиях высокой конкуренции в городах Бишкек и Ош. В других семи городах предвыборная агитация прошла относительно спокойно, в условиях умеренной конкурентной борьбы, но при этом имели место нарушения, которые как правило влияют на результаты выборов.

Территориальными избирательными комиссиями зарегистрированы списки кандидатов 56-ти партий из 59, подавших уведомления о намерении принять участие в выборах местных кенешей.

Регистрацию прошли 25 партий в городе Бишкек, в г. Ош - 9 партий, в г. Баткен – 9, в г. Джалал-Абад – 5, в г. Каинды – 6, в г. Каракол – 17, в г. Нарын - 9, в г. Талас – 11, в г. Токмок - 5.

Фонд провел встречи с представителями политических партий, во время которых было проведено анкетирование партий. Результаты показали, что все желающие партии смогли зарегистрироваться и участвовать на выборах местных кенешей. Партия “Социал-демократы” подчеркнула, что необходимо рассмотреть возможность сокращения многочисленных дублирований документов на разных этапах регистрации. В частности, им приходилось заполнять практически идентичные формы под номерами- №5, №6, №11, №12.

Партии в целом могли проводить свои избирательные кампании свободно. В предвыборной кампании активнее выступали партии с большими финансовыми возможностями. Наиболее популярными видами агитации были подворовые обходы, распространение листовок, брошюр, установка плакатов, билбордов. Все более популярным становится агитация в различных социальных сетях.

В предвыборной кампании не хватало качественных показателей в отношении программных платформ партий, а дискуссии в основном сосредоточились больше на лидерах и личностях, представляющих партию и взаимных обвинениях. Качественный анализ программ партий показал, несоответствие целям и задачам городских кенешей, и зачастую программы партий основывались на обещаниях, которые в целом не входят в функции городского кенеша. Несмотря на усилия, предпринятые Центральной избирательной комиссии, некоторые партии и вовсе не представили свои программы и их программ нет на сайте талапкер.

Имели место и заявления от партий о порче агитационных материалов, использовании административного ресурса, подкупа и ограничения агитации в некоторых районах городов. Вызывает обеспокоенность противостояние партий в городе Ош, где предвыборный период сопровождался митингами и заявлением четырех партий об использовании административного ресурса и давлении на конкурентов. И тот факт, что в городе Ош 3 раза сменялся глава Ошской ТИК в предвыборный период, говорит об уровне напряженности обстановки.

Законодательство в целом обеспечивает уровень прозрачности финансирования избирательной кампании и равные условия конкуренции среди партий, но тем не менее, некоторые аспекты остаются неотрегулированными.

Тогда как, 12 других партий участвуют на выборах в шести и более городах.  Политическая партия «Ата-Журт Кыргызстан» прошла регистрацию в 21 из 28 городских кенешей. 11 партий выдвинули списки в 6 и более городов («Бирге — Вместе» Мурас», «Айкол-Кыргызстан», «Асман Ала-Тоо», «Ата-Мекен», «Власть народу», «Партия Зеленых Кыргызстана», «Партия коммунистов Кыргызстана», «Реформа», «Социалистическая партия Кыргызстана», «Улуу Кыргызстан»).

Отдельные политические партии в городе Ош отмечали давление на агитаторов. В городах Бишкек и Ош, существенную роль в предвыборный период сыграли представители квартальных и домовых комитетов, активность и положение которых вызвал бурные обсуждения в ЦИК и стал одним из наиболее обсуждаемых вопросов в ходе агитации в публичном пространстве.

После рассмотрения ряда жалоб КГОР призвал представителей домовых комитетов воздержаться от незаконных действий в ходе выборов и предупредил об уголовной ответственности за нарушение законодательства КР, предусмотренных статьями: 192 УК КР “Подкуп избирателей” – наказывается штрафом от 180 000 до 260 000 сом либо лишением свободы до 2 лет 6 месяцев и 87–1 Кодекса о проступках Кыргызской Республики «Злоупотребление административным ресурсом» - штраф от 30 000 до 60 000 сом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Выделение бесплатного эфирного времени государственными телерадиовещательными компаниями обеспечило агитационную площадку для политических партий в крупных городах: Бишкек и Ош и городах областного значения, однако в менее крупных городах таких как Токмок и Каинды, партии не получили доступа к телевидению ввиду отсутствия на местах региональных телекомпаний.

Согласно проведенной жеребьевки в Бишкекской ТИК, дебаты прошли с 5 по 9 апреля, каждый день выступали по шесть партий, в последний день в дебатах участвовали семь партий. Также в этом году впервые состоялись независимые дебаты в прямом эфире в Интернете, первыми в них приняли участие партии НДПК и «Реформа».

В городе Ош эфир предоставлен ГТРК «ЭлТР». Остальным партиям, которые участвовали в выборах в городах областного значения, эфиры предоставлены областными медиацентрами.

Список избирателей

Свыше 3,3 миллиона граждан были включены в итоговые списки избирателей на местных выборах. Несмотря на предпринятые меры по повышению инклюзивности граждан на выборах, в целом по стране все еще свыше 300 тысяч граждан остаются без биометрических данных, соответственно они не включены в процесс голосования.

По состоянию на 1 апреля 2021 года количество избирателей в окончательном списке избирателей на выборы депутатов местных кенешей составляет: 3 318 130 избирателей, из них мужчин – 1 587 598, женщин – 1 730 532 или 47,85% и 52,15% соответственно. Окончательные списки избирателей на выборы местных кенешей Кыргызской Республики были сформированы 1 апреля 2021 года и вывешены на всех избирательных участках страны, а также на электронном портале избирателей «Тизме» (tizme.gov.kg).

По данным ЦИК КР, на 1 апреля 2021 года, общее количество избирателей в КР составляет 3 606 201 человек. По сравнению с прошедшими 10 января 2020 года досрочными президентскими выборами наблюдается рост избирателей на 49 337 человек.

Нарушения предвыборного периода

По состоянию на 9 апреля 2021 года общественные наблюдатели ОФ «Общее дело» направили информацию о 54 выявленных нарушениях. Из них 8 по применению административного ресурса, давления, угроз и насилия; 20 - по случаям подкупа; 26 - по случаям нарушений предвыборной агитации. По 2 нарушениям, информация была передана в сформированную в ЦИК Координационную группу оперативного реагирования (КГОР).

  • Административный ресурс, давления, угрозы, насилия: в отношении Политический партии «Ата-Журт Кыргызстан» – 4; Политической партии «Улуттар биримдиги» – 2; Политической партии «Айкол» – 1; Политической партии «Эмгек» – 1.

По регионам: гор. Ош – 6; гор. Талас – 1; гор. Токмок – 1.

  • Подкуп: в отношении Политической партии «Ата-Журт Кыргызстан» – 4; Политической партии «Улуттар биримдиги» – 2; Политической партии «Ынтымак» – 2; Политической партии «Ыйман Нуру» – 1; Политической партии «Онугуу-Прогресс» – 2; Политической партии «Республика» – 1; Политической партии «Эмгек» – 4; Политической партии  «Народно-демократическая партия Кыргызстана» - 1; Политической партии  «Бийлик элге» - 1; не известно в пользу какой политической партии - 2.

По регионам: гор. Бишкек – 7; гор. Ош – 6; гор. Талас – 3; гор. Джалал-Абад – 1; гор. Баткен – 1; гор. Нарын - 2.

  • Нарушение правил предвыборной агитации: в отношении Политической партии «Асыл Мурас-Жаштар» – 2; Политической партии «Ата-Журт Кыргызстан» – 6; Политической партии «Ынтымак» – 3; Политической партии «Улуттар Биримдиги» – 3; Политической партии «Партия Зеленых Кыргызстана» - 1; Политической партии «Аманат» – 1; Политической партии «Бир-Бол» – 2; Политической партии «Наш Народ» – 1; Политической партии «Улуу-Журт» – 2; Политической партии «Ыйман Нуру» - 1; Политической партии «Ишеним» - 1; Политической партии «Онугу-Прогресс» - 1; Политической партии «Республика» - 1; не известно в пользу какой политической партии - 1.

По регионам: гор. Бишкек – 3; гор. Ош – 16; гор. Талас – 4; гор. Баткен – 1; гор. Кара-Кол – 1; Джалал-Абад – 1.

Мониторинг социальных сетей

11 апреля, в день голосования, путем ручного мониторинга и анализа онлайн-контента на отдельных страницах, фондом было найдено 55 сообщений в социальных сетях о предполагаемых нарушениях выборного процесса по всей стране, из них: 15 сообщений о подкупе, 4 сообщения об использовании административного ресурса, 9 сообщений о давлении/угрозах в адрес избирателей и кандидатов, 5 сообщений о манипуляциях с бюллетенями, 2 сообщения о нарушении тайны голосования, 5 сообщений об агитации в день голосования и 15 сообщений о прочих нарушениях со стороны работников УИК и политических партий. Наибольшее количество сообщений (5) было о предполагаемых нарушениях партией Ата-Журт Кыргызстан. Преимущественно, сообщения поступали о предполагаемых нарушениях в городах Бишкек и Ош, а также в Джалал-Абадской области. По состоянию на 11 апреля, из 55 сообщений о предполагаемых нарушениях, найденных фондом в социальных сетях, центральной избирательной комиссией были приняты к рассмотрению 9 нарушений, согласно реестру жалоб и нарушений на выборах депутатов местных кенешей КР и на референдуме КР - 11 апреля 2021, публикуемому на сайте ЦИК.

В СМИ в день голосования также наблюдалась очень высокая активность. 11 апреля четыре медиапортала (Кактус, Клооп, Спутник и 24 kg) всего опубликовали 189 статей по тематике выборов в местные кенеши, среди которых большая часть публикаций также была посвящена нарушениям в ходе избирательного процесса.

ОФ «Общее дело» проводил независимое наблюдение выборов депутатов в местные кенеши в городах: Бишкек, Ош, Баткен, Джалал-Абад, Каинды, Каракол, Нарын, Токмок, Талас.

 

К списку новостей