Настроение кыргызстанцев перед выборами в ЖК. Основные выводы исследования

19.08.2020

Общественный фонд "Общее дело" провел социологическое исследование о предстоящих выборах в Жогорку Кенеш. В эфире Kaktus.media председатель правления фонда Аида Суйундуева и политолог Эльмира Ногойбаева обсудили текущие политические процессы и настроение кыргызстанцев перед парламентскими выборами.


-  Аида Дженишевна, с какой целью проводилось данное исследование?

- Фонд "Общее дело" в настоящее время проводит независимое наблюдение за выборами. Одной из целей проекта является повышение уровня осведомленности граждан о предстоящих выборах. Поэтому мы запланировали проведение исследования, результаты которого позволяют получить информацию о том, что думают кыргызстанцы о предстоящих выборах и планировать свои проекты по гражданскому просвещению. На сегодняшний день выборы - главная политическая тема. Нам известно, что по этому поводу думает наше ближайшее окружение, однако нужно понять отношение большинства кыргызстанцев к этой теме.   Данные исследования помогают проинформировать организаторов выборов о том, какие опасения существуют у населения. Одно из главных опасений - это безопасность. Нам кажется, что государственные органы и другие организации, которые занимаются информированием граждан, должны сделать максимум усилий, чтобы обеспечить безопасность граждан. Другим важным выводом исследования стало то, что несмотря на все возможные сомнения, большая часть избирателей все же поддерживает проведение выборов, хотя некоторое время назад были серьезные споры о переносе.  В целом, мы надеемся, что данное исследование поможет организаторам увидеть проблемы, которые беспокоят избирателей.  Настроение избирателей перед выборами - Эльмира Абылбековна, как вы оцениваете настроение общества накануне выборов? - Вообще новых тенденций очень много. Последние события показывают, что выросла гражданская активность, солидарность и я уверена, что это будет проявляться на выборах. С другой стороны, по данным исследования, 30% населения уверены в том, что все будет хорошо, но около 18% населения в тревожном состоянии. Я думаю, что этот процент еще 
увеличится, потому что недавно мы пережили пик коронавирусной инфекции. Эта ситуация вселила тревогу и подталкивает людей к некоторой ответственности за свой выбор. Поэтому здесь есть еще посыл к политическим партиям. Скоро начинается предвыборная кампания, и партии используют различные возможности для своего продвижения. Партиям необходимо изучить данные подобных исследований, чтобы адекватно оценивать ситуацию сегодня в Кыргызстане.  
 
Предпочтение в кандидатах

- Аида Дженишевна, как по-вашему, за последние пять лет изменилось отношение граждан к составу Жогорку Кенеша?

- Относительно состава парламента можно и нужно проводить дополнительные исследования, и анализировать разные ситуации, к примеру, привлекать организации, занимающиеся анализом гендерных вопросов. Мы увидели, что сейчас граждане хотят видеть больше женщин и молодых людей в парламенте. На первое место граждане выдвигают требования о грамотности кандидатов. Это очень важно, и это пища для размышления политическим партиям, которые сейчас формируют списки кандидатов. Для того чтобы удовлетворить спрос населения, политические партии должны знать, кого хотят видеть граждане в парламенте. А они хотят видеть среди депутатов больше молодых, грамотных людей. Но при этом остаются предпочтения, которые и раньше были, - это красноречивость кандидатов. Это важный фактор, который влияет на выбор граждан. Мы надеемся, что полученные данные будут полезны для участников избирательного процесса. - Эльмира Абылбековна, о чем говорит такое требование к составу Жогорку Кенеша? - Если посмотреть на предыдущие опросы, то тогда людей интересовал патриотизм, справедливость, вопросы энергетики и многое другое.  А в этом году, по данным исследования фонда "Общее дело", 96% опрошенных запрашивают образованность. Мне кажется, это оценка качества нынешнего парламента. Люди хотят быть уверенны, что законы в Кыргызстане будут писать и принимать образованные люди. Поэтому и появляется новый, очень рациональный критерий для кандидатов - это образованность и компетентность. 
 
-  Что избиратели думают о текущей ситуации в стране?

- Из исследования следует, что 58% опрошенных считают, что в стране кризис. Это очень тревожная тенденция. Отсюда и 18% испытывают тревогу. Если пятая часть населения испытывает тревогу, это тоже о многом говорит. Мы знаем, что коронавирус обнажил многие проблемы в стране. Если раньше люди говорили о безопасности в политическом, геополитическом контексте, то теперь их заботит, прежде всего, личная физическая безопасность. Это исследование проводилось до 24 июня, а после мы пережили пик заболеваемости. Кризис, экономические последствия, связанные с этим, вызвали большое разочарование в управленческих функциях государства. Люди понимают, что от этого политического дизайна, который сложится по итогам выборов, зависит их будущее.  

 - Аида Дженишевна, можно ли на основании исследования делать какие-то выводы о росте политической активности населения?

- Я бы не стала делать такой вывод. Из исследования следует, что, прежде всего, избирателей интересуют экономические проблемы. Большой процент молодых людей не участвует в выборах и это стабильная картина каждого исследования. Явка будет зависеть от того, как политические партии смогут заинтересовать избирателей своими программами, списками кандидатов, предложениями по решению экономических вопросов. Но политические партии все это еще формируют.  Для нашего института важен вопрос участия граждан в выборах. Нам интересно посмотреть, каким образом меняются цифры, поэтому мы будем проводить телефонный опрос с целью выяснить готовность к участию в выборах. Чем больше граждан участвуют в выборах, тем качественнее они проходят. 
 
Партий много, а выбора мало

- Эльмира Абылбековна, как вы думаете, каким будет предпочтение кыргызстанцев?

-  Сегодня парадоксальная ситуация: нужно сделать выбор, но пока четкого политического предложения нет. Из опросов следует, что часть опрошенных не знают, за кого голосовать. Вторая часть - не могут определиться. Третья часть думает, что, скорее всего, будут голосовать за старые партии. При этом надо понимать, что политический рынок до сих пор не структурирован. Непонятно, какие политические партии на сегодняшний день выдвигаются, старые партии ребрендировались, новых партий люди не знают. И новые партии не могут себя проявить достаточно ярко, потому что избирательная кампания будет всего лишь месяц. Избиратель, имея даже высокую активность, не знает, за кого хочет голосовать, ему очень трудно сделать свой выбор. Эта дезориентация политического рынка может сыграть свою негативную роль.  Еще важно, что избиратель хочет понимать религиозную принадлежность кандидатов. Наше общество меняется в сторону большей религиозности, и это становится некоторым критерием. Следующий критерий - это запрос на женщин. В шестом созыве были очень активные женщины, от них шло много инициатив, другое дело, по какому вопросу. То есть изменение в предпочтениях избирателей есть, но вот что касается предпочтений по идеологическим критериям, то это проблематично. Идеологические предпочтения очень смутные, потому что непонятно содержание партий. Долгое время у нас доминировали социалисты. Во всяком случае, они так назывались, но мы видели по их риторикам, что они на самом деле очень часто отходили от своей позиции.

 - Если бы выборы прошли сегодня, то за каких кандидатов избиратели отдали бы свои голоса?

 - Если учесть, что выборы будут всего лишь через полтора месяца, то это небольшая разница с сегодняшним днем. На сегодняшний день в Кыргызстане совсем непонятно, какие политические партии есть, потому что они сливаются, объединяются, появляются, исчезают. Рынок еще непонятный. Если говорить о предпочтениях в личностях, то у людей 
огромная усталость от необразованных людей.  Ситуация с коронавирусом показала нам новых лиц, активистов и сейчас политические партии активно включают их в свои ряды. Но эти новые имена тоже пока непонятны для большинства избирателей. Среди политических лидеров тоже трудно назвать пятерку имен. Те, кто еще два электоральных цикла были в абсолютном фаворе, сегодня уже не столь популярны. - Аида Дженишевна, что вы думаете об этом? - Слияния и коллаборации, которые происходят накануне избирательной кампании, тоже могут затруднять выбор. В регионах люди говорят, что, например, хотели бы голосовать за определенных людей, но они объединились с партией, к которой у них много претензий и поэтому они теперь не знают, за кого голосовать. Срок агиткампании очень ограниченный, участникам нужно максимально рассказать о себе, своем составе, своей программе.  Очень важно, чтобы партии учли этот момент.

 -  Эльмира Абылбековна, что показал опрос, из каких источников кыргызстанцы узнают о политике и формируют свое мнение?

 - Мне кажется надо разделить вопрос. Во-первых, откуда кыргызстанцы берут информацию в целом и, во-вторых, какой уровень доверия к этим источникам. Понятно, что основной источник информации для регионов - это телевидение. Какой источник политической информации? Если взять страну в целом, то из исследования следует, что люди стали больше пользоваться интернет-источниками и на первое место выходит YouTube. Если раньше соцсети были прерогативой определенной группы и в основном в Бишкеке, то сегодня по всей стране люди поглощают информацию из соцсетей.  
 
- Аида Дженишевна, могут ли какие-то данные из исследования быть представлены в виде рекомендаций для государственных структур?

- Мы собираемся сделать серию обсуждений для разных групп. Прежде всего, это будут экспертные обсуждения.  Сейчас происходит много изменений, и важно успевать все анализировать, делать выводы, которые могут значительно скорректировать планы. Со своей стороны, можем сказать, что наш фонд сделает все, чтобы данные были в открытом доступе, и мы готовы предоставить разъяснение социолога, если необходима интерпретация. 
 
По всем вопросам об исследовании «Парламентские выборы 2020 в Кыргызстане глазами избирателей» можете обращаться по электронной почте pr.commoncause@gmail.com 

Назад к списку